Главная » Культура » «Этот спектакль — хорошее приобретение для театра»: критик о премьере Башоперы «Ваш ход, Королева!»

«Этот спектакль — хорошее приобретение для театра»: критик о премьере Башоперы «Ваш ход, Королева!» 30.06.2023, 12:49 / Культура / 358

Фото: Валерий Шахов «Этот спектакль — хорошее приобретение для театра»: критик о премьере Башоперы «Ваш ход, Королева!»

В Башопере состоялась премьера музыкальной комедии «Ваш ход, Королева!». Спектакль поставлен на музыку Александра Журбина — советского и российского композитора, автора первой советской рок-оперы, более десяти мюзиклов, а также сочинений к драматическим постановкам и фильмам. В основе сюжета спектакля — пьеса Эжена Скриба «Стакан воды, или Причины и следствия». Либретто по пьесе Эжена Скриба создали Владимир Константинов и Борис Рацер (редактура Дмитрия Константинова).

Дирижёр-постановщик — Владимир Мешков, режиссёры-постановщики — Людмила Исмайлова и Ильмар Альмухаметов. Сценография - лауреат национальной театральной премии «Музыкальное сердце театра», неоднократно номинированная на «Золотую маску» Елена Вершинина. Художник по костюмам — Иван Складчиков. Хореограф-постановщик — Ирина Филиппова, художник по свету — Денис Солнцев, хормейстер — Александр Алексеев.

Роли исполнили Лариса Ахметова и Любовь Буторина (герцогиня Мальборо), Эльвира Фатыхова и Эльвира Алькина (Королева Анна), Регина Звегинцева и Эльвина Ахметханова (Абигайль), Рим Рахимов и Владимир Копытов (сэр Болингброк). 

На премьеру из Петербурга приехал Дмитрий Константинов - сын Владимира Константинова и один из авторов либретто, а также Георгий Ковалевский - музыкальный критик, научный сотрудник Российского института истории искусств, член жюри национальной премии «Золотая маска» сезона 2021/2022. Георгий поделился с «Башинформом» впечатлениями от увиденного:

— Увидеть в афише оперного театра музыкальную комедию Александра Журбина было неожиданно, поскольку сочинения этого автора обычно ставят театры оперетты. Но поскольку в Уфе профессиональный музыкальный театр — единственный, то это прекрасный повод для оперных артистов попробовать себя в несколько непривычном для них жанре, когда требуется не только петь, но и разыгрывать действие, выстраивая мизансцены и произнося текст. В спектакле много разговорных диалогов, где нужно проявить свой талант драматического артиста. Поэтому выбор Ильмара Альмухаметова, ставшего одним из постановщиков комедии, в качестве компаньона режиссёра драматического театра Людмилы Исмайловой был в данном случае логичен и уместен. Насколько мне известно, при подготовке к премьере был приглашён специальный коуч по сценической речи. Переход с разговора на пение — отдельное искусство, и в целом труппа справилась с этой проблемой. Было видно, что все играли с большим удовольствием, и даже азартом, что в зале можно было хорошо ощутить.

Что касается музыкальной части, порадовала присущая для оперных театров культура звука. Подзвучка была мягкой и позволяла и хорошо слышать все слова и оценить само пение. Дирижеру-постановщику Владимиру Мешкову пришлось серьёзно поработать с партитурой, приспособив её для оперного оркестра с его богатой тембровой палитрой и мощными ресурсами. Интересными и очень уместными оказались музыкальные интермедии по ходу действия. Например, когда мы первый раз видим королеву Анну, она играет на клавесине знаменитую моцартовскую сонату до-мажор, а потом наигрывает фрагменты из Бетховена. Это придаёт особый колорит.

Сценография Елены Вершининой с продуманной системой занавесов не загромождала пространство сцены, давая возможность артистам свободно двигаться. Расчерченный в виде шахматной доски пол — отсылка к названию спектакля и намёк на партию, которые разыгрывают между собой главные персонажи, царедворец Болингброк и герцогиня Мальборо. Не хватило танцевальной экспрессии и драйва. Хореография была чисто балетной, хотя в музыке Журбина звучат совершенно чёткие отсылки к конкретным бытовым жанрам — танго, вальс и прочим, с их характерным набором жестов, которых не было.

Оба состава по-своему были убедительны, хотя и очень разными. Например, Болингброк у Рима Рахимова получился более молодым, горячим и дерзким, а у Владимира Копытова более осторожным, сдержанным и хитрым. Королева у Эльвиры Фатыховой получилась более нервной и капризной, у Эльвиры Алькиной - более спокойной и сдержанной, с приятной человеческой интонацией. Словом, каждый находил свои нюансы в роли, по-своему раскрывая персонажа.

В целом такой спектакль — хорошее приобретение для театра и полагаю, что он будет пользоваться успехом у публики, которая на премьере живо реагировала на вполне современные шутки и неожиданно острые отсылки к нашей сегодняшней реальности. Поздравляю труппу с работой в жанре музыкальной комедии и считаю, что такие спектакли украшают афишу театра.

Автор: Лейла Аралбаева / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.