Главная » Культура » В Башкирии документировать рисунки пещеры Шульган-Таш помогут художники

В Башкирии документировать рисунки пещеры Шульган-Таш помогут художники 26.03.2024, 10:05 / Культура / 75

Фото: пресс-служба НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия В Башкирии документировать рисунки пещеры Шульган-Таш помогут художники

К документированию рисунков пещеры Шульган-Таш подключились специалисты, близкие к искусству. Об этом «Башинформу» сообщили в Историко-культурном музее-заповеднике «Пещера Шульган-Таш», где стартовал междисциплинарный научно-практический семинар. В Бурзянский район приехали исследователи из Москвы и Санкт-Петербурга, в круг научных интересов которых, кроме биологии, археологии и философии, входит искусство, а самое главное – желание рисовать.

Как пояснил инициатор семинара, известный специалист по наскальному искусству Алексей Солодейников, в Каповой пещере в последние годы было открыто неимоверное количество рельефных изображений, рисунков углем, а также пальцами по мягкому субстрату, из-за чего документирование памятника стало основной задачей для его исследователей.

–  Эти изображения из-за их объемности, использования естественного рельефа камня невозможно передать через фотоснимки. Документирование наскального искусства начиналось с зарисовок. Это первый и самый древний метод. По пещере есть книга археолога Отто Бадера, где вместо фотографий даются рисунки. У этого метода есть свои плюсы и минусы. Но поскольку новые изображения сложно фотографировать, у нас нет другого решения для их документирования, кроме зарисовок. Сначала попробуем это, а потом уже будем думать, как еще сможем их оформить.

Рельефные рисунки и гравировки сложно не только документировать, но и распознать. Алексей Солодейников говорит, что участники семинара должны научиться видеть барельефные рисунки сами, и верифицировать изображения, которые видят они, сотрудники музея-заповедника.

Новые пласты изображений требует нового взгляда. По словам специалиста, способы исследования наскального искусства необходимо пересмотреть.   

– В археологии  нет методов, которые позволяли бы работать с таким материалом. Мы поставили задачу привлечь людей, которые мыслят, видят и ощущают мир по-другому. Наскальное искусство к археологии отнесено формально. Важно вывести его изучение из жестких рамок этой науки. Сейчас с нами работает лишь один археолог, остальные по профессии – художники, биологи и другие специалисты, близкие к искусству. Главное, все они любят и умеют рисовать.

Сложность задачи отметил и Роман Нечушкин. Он как археолог изучает Капову пещеру с 2010 года, но сегодня пробует себя в иной роли.

– Рисунки, которые были нанесены когда-то, в процессе выветривания или покрытия кальцитом стали похожи на естественные природные следы. У нас двойная проблема. Во-первых, нужно зафиксировать то, что имеется, с помощью рисунка от руки, а также с использованием разных компьютерных программ. Во-вторых, нужно рассматривать рисунки в контексте пространства. В одной плоскости располагаются разновременные изображения, но они все между собой связаны. Пещера – это сложный целостный объект. У нас сейчас происходит поиск методов, как зафиксировать наличие изображений, и как их всех рассматривать в едином ключе, в одном пространстве.

Работу участники семинара начали с плоскости «Решетка» в Купольном зале. Для исследователей пещеры Шульган-Таш это очень важное место, поскольку здесь ясно видна стратиграфия изобразительных пластов: поверх гравировки и барельефа животных нарисованы рисунки из охры. По их прослойке можно понять, что оставшиеся под охряными рисунками изображения намного древнее первых. Под разным углом света фонарей в плоскости вырисовываются копытные: лошади, косули, лани, козлы. В других местах пещеры также найдены рельефные рисунки медведей, силуэты, похожие на животных из рода кошачьи.

Приехавшая в пещеру Шульган-Таш впервые биолог из Москвы Надежда Милованова отметила, что в восторге от работы с наскальными изображениями.

– Это чувство, когда на одной плоскости сначала видишь один, потом второй и третий барельеф головы животных, невозможно описать. Впечатления от пещеры будоражащие. Чтобы показать всю многослойность, мне в голову приходят только digital-технологии.

Специалисты отмечают, что новые пласты изображений есть во всех залах пещеры, начиная от Голубого озера и заканчивая Верхним залом. И этих, барельефных, изображений на порядок больше рисунков из охры. В свете последних открытий описание и документирование памятника является важной задачей для исследователей пещеры.

Междисциплинарный семинар завершится только в конце недели. Работы в пещере проводятся бесконтактными методами, без воздействия на поверхность стен объекта культурного наследия.

Автор: Лейла Аралбаева / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.