Главная » Общество » В Уфе на форуме «Взлетай!» презентовали новые интернет-ресурсы и программы инклюзивного образования

В Уфе на форуме «Взлетай!» презентовали новые интернет-ресурсы и программы инклюзивного образования 07.04.2023, 17:45 / Общество / 108

В Уфе на форуме «Взлетай!» презентовали новые интернет-ресурсы и программы инклюзивного образованияВ Уфе продолжается работа V республиканского форума школьного образования «Взлетай!». Мероприятие в конгресс-холле «Торатау» посвящено Году педагога и наставника.

На форуме «Взлетай!» в Уфе обсудили актуальные проблемы единого инклюзивного образовательного пространства, сообщает «Башинформ». Этой теме была посвящена одна из ключевых площадок на форуме. В работе площадки приняли участие руководители государственных бюджетных общеобразовательных коррекционных организаций; специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие вопросы обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью представители министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ и министерства здравоохранения РБ; представители организаций среднего профессионального и высшего образования; представители родительских общественных организаций, родители.

Директор института коррекционной педагогики Российской академии образования Татьяна Соловьева назвала Башкортостан значимым регионом-партнером. Спикер форума рассказала о конструкторе адаптивных рабочих программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Разработанный специалистами для максимальной пользы педагогам, конструктор содержит не просто программы, а циклограммы уроков. В выступлении содержались подробные рекомендации для педагогов, работающих в системе инклюзивного образования.

- Был создан электронный ресурс. С 1 сентября мы представим для апробации ряд готовых решений в части рабочих программ. С 1 сентября все классы во всех видах образовательных организаций переходят на обучение по федеральным программам. Это касается в том числе детей с умственной отсталостью, которые были приняты на обучение по базовым учебным планам. Федеральная программа - это документ, который вы обязаны учитывать во всех позициях, в которых он представлен. А то, что в нем не раскрыто, не конкретизировано, вы должны дополнять сами. Пользоваться примерными программами - можно. Использовать свой опыт, если он не противоречит федеральным требованиям, - разрешается. Действовать более широко, чем предложено, - можно. Вариативность не запрещена, - пояснила Татьяна Соловьева. 

Спикер продемонстрировала инструкцию рабочих программ учителей инклюзивного класса. Ресурс может предлагать формы, методы и виды совместной работы, такие как игры, задания, физкульт-минутки и другие разные готовые решения.

Татьяна Соловьева также рассказала о важном направлении, связанном с решением проблемы кадрового дефицита. В Год педагога и наставника разные субъекты предлагают разные мероприятия. Но только три региона — Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Ямало-Ненецкий автономный округ включаются в проект, привлекая собственные ресурсы, отдавая силы и время студентам-дефектологам Московского государственного педагогического университета. В Башкортостан на практику приезжают сурдопедагоги и логопеды.

Как еще один значимый плюс республики спикер отметила создание в Башкирии Ассоциации руководителей отдельных образовательных организаций для детей с нарушениями слуха.

Заместитель директора Института коррекционной педагогики Дарья Карпова выступила с докладом о непрерывном профессиональном развитии специалистов инклюзивных образований. В ее презентации были продемонстрированы четыре линейки, которые институт разработал с нуля в рамках нацпроекта «Образование». Это программы, включенные в федеральный перечень по направлениям «Дерево и металлообработка», «Основы монтажа и эксплуатации сантехнических устройств», «Поварское дело» и «Основы строительства». Учебники в виде электронных макетов размещены на сайте организации в открытом доступе.

Спикер отметила еще один интересный проект — «Важные встречи с родителями» — это консультации по развитию и сопровождению от родителей малышей до абитуриентов.

Начальник отдела специального образования министерства образования и науки Башкирии Миляуша Латыпова рассказала о ресурсном обеспечении инклюзивной практики в общеобразовательных организациях. В 2022-2023 учебном году в общеобразовательных организациях республики обучаются 32 214 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

- Включение детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в систему образования начинается с раннего возраста. В республике создаются межведомственные службы ранней помощи, на сегодняшний день в системе образования функционируют 12 подобных служб, - сообщила Миляуша Латыпова. - Школа, педагоги и наставники наряду с семьей являются ключевыми людьми для ребенка с особыми образовательными потребностями. Именно педагоги воспитывают ответственность за поступки, опыт правильного поведения. Необходимое сегодня объединение и сплочение общества невозможно без союза: ребенок, семья, педагог и наставник. 

Одним из механизмов сохранения и развития сети отдельных общеобразовательных организаций является мероприятие федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках которого на сегодняшний день обновлена материально-техническая база в 19 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, что составляет 53% от общего количества. 

В 2023 году планируется обновление еще трех коррекционных общеобразовательных организаций: в Илишевской, Ишимбайской и Сибайской коррекционных школах. С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования все участники национального проекта «Современная школа» к 2025 году должны становиться региональными ресурсными центрами по разным направлениям, отметила спикер. На сегодняшний день в республике, в целях организационно-методического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, созданы 14 региональных ресурсных центров, которые будут выполнять три основные функции: консультирование педагогов и оказание методической помощи; консультирование родителей; оказание коррекционной помощи особенным детям.

Начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Римма Ахметшина рассказала об изменениях в санитарно-эпидемиологических требованиях к реализации образовательных программ для учащихся с ОВЗ. Она привела конкретные данные по нормативам - предельной наполняемости отдельного класса, продолжительности нагрузок и других параметров.

В ходе сессии педагоги активно делились своими новыми наработками, пособиями в современных форматах (например, комиксы для глухих), горячо отстаивали необходимость решения многих важных вопросов.

- Не сформируете речь, не сформируете мышление, закроете путь в обучение. Надо быть крайне осторожным. Это люди, это дети! Везде нужны смыслы, коллеги, мы способны на большее! - в завершение сессии отметила Татьяна Соловьева.

Модератор сессии, заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Альфия Галиева отметила, что сегодня есть острый дефицит педагогических кадров. Молодых педагогов, в том числе дефектологов, необходимо поддерживать грантами, предложение предварительно уже одобрено.

- Надеемся, что по итогам сегодняшнего форума будут приняты решения и меры поддержки, чтобы привлечь выпускников в наши образовательные организации, - подытожила модератор сессии. 

Автор: Лейла Аралбаева / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.