Свежие новости на сегодняшний день из Уфы и Башкортостана

Фонд Евразийского музея кочевых цивилизаций пополнился новыми картинами

Фото: пресс-служба НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Фонд Евразийского музея кочевых цивилизаций пополнился новыми картинами

Фонд будущей галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций пополнился новыми работами. Это 24 произведения — картины, панно из войлока, паласы и керамические плиты, созданные всего за неделю участниками международного симпозиума «Тура-Хан».

Симпозиум, начавшийся с посещения гостями визит-центра Евразийского музея кочевых цивилизаций, геопарка «Торатау» и ознакомления с музеями и достопримечательными местами Уфы, завершился выставкой в музейном комплексе «Шульган-Таш». Принимали в нем участие художники из Ирана, Монголии, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. Их работа — это обращение к народным традициям и обычаям.

Как сообщил «Башинформу» директор АНО «Евразийский музей кочевых цивилизаций» Николай Григорьев, творческий форум с каждым годом набирает популярность и притягивает самых лучших представителей стран Евразийской степи. Планы у организаторов масштабные. Вместе с реализацией проекта Евразийского музея кочевых цивилизаций, будет формироваться и фонд его галереи за счет лучших произведений лучших художников Евразии.

Художники принимают приглашение поработать в Башкортостане охотно. Гостям в республике нравятся природа, гостеприимство и наследие, с которым они знакомятся в музеях и экскурсиях. Художник из г. Алматы Казахстана Бауыржан Досжанов отметил, что от посещения республики у участников симпозиума останутся теплые воспоминания. 

— В Башкортостане я впервые. Очень зеленый регион. Много достопримечательных мест. Если честно, не ожидал, что Уфа такой красивый город. Из музеев больше всего понравилось в визит-центре Евразийского музея кочевых цивилизаций. Мавзолей Тура-хана свидетельствует о богатом наследии Башкортостана,  создавая здесь музей, вы возрождаете свою историю. Вот это очень понравилось. И второе, где понравилось, это музей «Шульган-Таш». Я думаю, это один из лучших музеев мира. Здесь очень интересный подход к экспозиции. Если честно, такое впервые вижу. Я побывал во многих музеях. В основном, подача материала везде одинакова. А в «Шульган-Таш» к оформлению музея более творчески подошли, — сказал Бауыржан Досжанов и отметил, что до посещения пещеры Шульган-Таш не знал, что в Башкортостане есть древние наскальные изображения. — Интересно было узнать, что древние художники видели здесь мамонтов. Под впечатлением от увиденного в пещере во время мастер-класса по керамике воспроизвел по-своему зубы мамонта.

По словам художественного руководителя симпозиума, художника Ильдара Ганиева, проведение симпозиума в стенах музейного комплекса «Шульган-Таш» символично: «Давным-давно здесь жили художники, интересовались искусством и оставили нам такие шедевры. Для художников это место силы». 

Приехавшая из г. Якутска Мира Аргунова отметила, что давно мечтала приехать в Башкортостан, где у нее много талантливых друзей художников. «Это республика с прекрасной природой, замечательной кухней, с очень богатым культурным наследием и удивительным археологическими находками». Оценила гостья и визит-центр Евразийского музея кочевых цивилизаций:

— В первую очередь хочу отметить потрясающе талантливого архитектора Рустама Алибаева. Я его большой поклонник. Уникальное здание визит-центра, автором которого является Алибаев, одновременно похоже и на природный элемент, и на таинственный портал. Оставляет сильное впечатление. Сам мавзолей — уникальное сооружение с мощной энергетикой, — отметила Мира Аргунова и добавила, что пешеходную тропу, ведущую от визит-центра к мавзолею, которая огибает возвышенность, она восприняла как непростой путь кочевника, напоминающего наших предков, некогда живших в этих местах. А мавзолей, стоявший здесь веками, является интереснейшим памятником культуры кочевников. — Надо проводить побольше таких симпозиумов. Мероприятие очень актуальное. Культурное наследие заслуживает большого внимания со стороны всех деятелей культуры, в том числе, художников. Ведь художники являются трансляторами глубинных смыслов культуры своего народа.

Художники в дар Башкортостану со своими работами оставляют частицу души и память о своем народе. Далерджон Усмонов из Таджикистана изобразил главное спортивное действие, проходящее у них во время праздника Новруз, — «гуштингири» («борьба»), а также изобразил часть родного города в картине «Крепость Худжанта». Картина Айыпа Алакунова из Кыргызстана по мотивам эпоса «Жаныл-Мырза» повествует о красавице, уходящей от погони. Азербайджанец Эльдар Бабазаде создал яркий натюрморт с национальной посудой, а Татьяна Кипко из Салехарда - картину «Оленевод Ямала». Результативно поработали монгольские гости. Сугар Герель из Улан-Батора написал «Портрет Чингисхана» и картину «Монгольская Гоби» с верблюдами. А Сухбат Шаравдорж из г. Сухэ-Батор на память о Монголии создал работу «Проснувшаяся степь» и «Небесная Монголия».

Во время мастер-класса по войлоковалянию каждый по отдельности создавал свою часть работы, которые потом были объединены в единое панно под названием «Мир кочевых культур». Так, на этом панно можно найти национальные орнаменты, клеймо коня, тамгу Манаса и знак Чингисхана. Авторские панно из шерсти и пряжи во время симпозиума были созданы такими мастерами, как Бауыржан Досжанов, Гузель Мустафина и Гузель Мухамедьярова. Мастера декоративно-прикладного искусства в симпозиуме участвовали впервые.

По словам организаторов симпозиума, несмотря на ограниченное время, художники успели завершить свою работу, даже нашли возможность для создания двух картин вместо одной или создания эскизов для будущих картин, вдохновившись увиденным в Башкортостане. В симпозиуме принимали участие всего 15 творцов из зарубежья и регионов России. А в итоге фонд галереи Евразийского музея кочевых цивилизаций пополнился 24 произведениями. Это не только картины, но и панно из войлока и паласы, каждое из которых привнесет свои краски в Евразийский музей кочевых цивилизаций.

Перейти на сайт