Главная » Экономика » Точка для взлета: какое будущее ждет малую авиацию и аэродромы Башкирии?

Точка для взлета: какое будущее ждет малую авиацию и аэродромы Башкирии? 12.03.2024, 08:06 / Экономика / 72

Точка для взлета: какое будущее ждет малую авиацию и аэродромы Башкирии?

В последние годы в Башкирии значительно возросла интенсивность использования малой авиации. По федеральному проекту республика получила два современных медицинских вертолета «Ансат», на средства регионального бюджета был закуплен выпущенный в Кумертау пожарно-спасательный вертолет Ка-32. Только в 2023 году экстренную помощь благодаря санавиации получили свыше 1200 взрослых и более 600 детей, спасательный вертолет сделал сотни вылетов на поиск пропавших людей, патрулирование территорий и тушение пожаров. Значительно возросла интенсивность полетов частного авиапарка, который сегодня насчитывает в Башкирии уже порядка 40 различных бортов.

Одной из главных проблем на пути развития малой авиации стало наличие обустроенных посадочных площадок, где воздушные суда могут принять или высадить пассажиров и, главное, произвести заправку сертифицированным авиатопливом. Площадь Башкирии равняется 143 тысячам квадратных километров, протяженность с севера на юг составляет 550, а с запада на восток – 430 километров. На этой территории расположено 38 зарегистрированных и временных посадочных площадок, но далеко не на всех есть возможность заправки.     

«Мы столкнулись с серьезной проблемой, поскольку вертолет Ка-32 базируется в Уфе, а основные работы по тушению ландшафтных и лесных пожаров выполняются в Зауралье и горной зоне республики, - говорит и. о. председателя госкомитета РБ по ЧС Кирилл Первов. – Полет в зону Белорецка, Сибая, Учалов, где возникает наибольшее количество пожаров, занимает час-полтора и на работу по запасу топлива остается буквально 30 минут. Для того чтобы решить этот вопрос, мы приобрели пятитонный заправщик, который находится в Сибае. Для продолжения эффективной работы нам нужны стационарные вертолетные площадки, где можно заправляться сертифицированным топливом. Они нужны и для санитарной авиации. В первую очередь мы видим необходимость в восстановлении аэродромных площадок в Сибае и Нефтекамске. Далее необходимы точки посадки и дозаправки в Белорецке, Бирске и Учалах. В этом плане есть положительный опыт соседнего Татарстана, где в каждом муниципалитете есть вертолетная площадка, за содержание которой отвечает местная власть».

Социальную и экономическую значимость малой авиации понимают и республиканские власти, уделяющие этой отрасли особое внимание.         

«С 2020 года, когда мы плотно занялись развитием санавиации, появились два вертолета, 6 санитарных автомобилей для эвакуации взрослых и 4 - для помощи детям, - заявил Глава республики Радий Хабиров. - Врачи санавиации дежурят 24/7, без выходных и праздников. В любую минуту они готовы в дорогу или провести удаленную консультацию. Для повышения эффективности их работы мы будем увеличивать число вертолетных площадок. Также мы вышли с предложением создать эскадрилью вертолетов для пожаротушения. Это позволит сохранить леса и загрузить заказами наш КумАПП».  

Цена вопроса

Малая авиация может выполнять не только пожарно-спасательные и санитарные задачи, но и перевозить пассажиров на регулярных и чартерных рейсах. Однако такая возможность, кроме собственно спроса на перелеты, зависит от госдотаций и наличия действующей аэродромной сети.

С начала 1960-х по конец 1990-х значительная часть пассажироперевозок между городами и районами Башкирии выполнялась по воздуху. В республике действовало более 40 аэродромов и посадочных площадок, куда ежедневно совершалось до сотни регулярных рейсов. В районы летали самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-8, в Белорецк, Сибай, Стерлитамак и Нефтекамск, аэропорты которых имели бетонированную взлетно-посадочную полосу, выполняли рейсы 50-местные турбовинтовые Ан-24 и реактивные Як-40.

Такое положение дел объяснялось несколькими факторами. Прежде всего, во многих районах Башкирии не было нормальных асфальтированных дорог, и добраться туда быстро и без проблем в любое время года можно было только по воздуху. Во-вторых, в регионе ощущался дефицит личного транспорта и автобусов, которые часто ломались на плохих дорогах. Но главное, государство направляло в малую авиацию большие субсидии, делая перелеты доступными для граждан.

Ситуация начала меняться в 1990-х годах. Дотирование авиационной отрасли стало уменьшаться, а затем полностью прекратилось. В районах активизировалось строительство качественных дорог, население стало массово покупать личные автомобили. В результате к началу 2000-х годов регулярные пассажирские авиаперевозки внутри Башкирии были прекращены. Схожая ситуация характерна и для других регионов Приволжского федерального округа и всей страны, кроме Крайнего Севера и Дальнего Востока.  

Посадочный аудит

Несмотря на отсутствие очевидной необходимости восстановления в Башкирии регулярных авиаперевозок, оставшаяся от советских времен аэродромная сеть сохраняет важный функционал, как для пилотируемой авиации, так и активно развивающихся больших беспилотников, которым нужны пункты заправки и взлетно-посадочные полосы. 

По информации минтранса Башкирии, на территории нашего региона, кроме Уфы, есть 6 используемых вертодромов и аэродромов, не считая находящегося в Абзелиловском районе аэропорта города Магнитогорск. Эти объекты расположены в Сибае, Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и селе Новоабзаково. Однако по факту соответствующую летную сертификацию имеют только аэропорт «Уфа» и частный аэродром «Первушино».

«Одна из проблем малых аэродромов и посадочных площадок – прилегающая жилая застройка, - говорит начальник Приволжского МТУ Росавиации Людмила Пименова. – Если большие аэропорты имеют специальные зоны, где запрещено жилое строительство, то у малых площадок таких запретов нет. В этой связи очень важно на местах определиться с перспективами использования малых взлетных полос и регламентировать вопросы жилого строительства. При условии сохранения посадочных площадок, сертифицировать и развивать малые аэропорты, в случае появления такой необходимости, будет намного проще».

Эту позицию разделяет и республиканский минтранс.   

«Вопрос развития малой авиации был включен в повестку Стратегической сессии развития Башкортостана до 2030 года, - говорит начальник отдела железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта минтранса РБ Олег Гилев. – В ходе сессии рассматривался вопрос восстановления аэродромов Белорецка, Сибая и Нефтекамска, в первую очередь для использования малой авиацией и беспилотниками. Также продолжится создание сертифицированных вертолетных площадок. В минтрансе республики разработана дорожная карта развития малой авиации. Документ предусматривает ревизию аэродромов и посадочных площадок для определения наиболее перспективных с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе муниципалитетов. Их нужно будет обустраивать в первую очередь. Вопрос финансирования должен решаться комплексно. Помимо госсубсидий, стоит активно привлекать заинтересованный бизнес на основе государственно-частного партнерства. За рубежом государство в аэродромной сфере часто создает только нормативную базу, а остальные вопросы решает бизнес».    

Как показывает мировой опыт, во многих странах развитие малым аэропортам и посадочным площадкам действительно дает частная авиация. Ее многочисленные самолеты и вертолеты используются не только для личных полетов, но и выполняют различные авиаработы и патрулирование, развивают туризм. Не случайно в коммерческой «большой» авиации России летает 1,5 тысячи бортов, а в некоммерческой малой – 10 тысяч.  

В последние годы этот сектор активно развивается и в Башкирии. В Уфе на базе аэродрома «Забельский» создан хелипорт для частных вертолетов, а в Кушнаренковском районе активно развивается аэродром «Первушино». В нем уже базируется 32 частных борта, при том что в 2011 году было только три. Общая емкость авиационных стоянок «Первушино» рассчитана более чем на 100 малых воздушных судов.

Автор: Сергей Николаев / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.