Главная » Общество » Объект мирового значения. Ученые оценили работу по созданию музея кочевых цивилизаций в Башкирии

Объект мирового значения. Ученые оценили работу по созданию музея кочевых цивилизаций в Башкирии 05.12.2022, 10:16 / Общество / 22

Фото: Олег Яровиков / Валерий Шахов Объект мирового значения. Ученые оценили работу по созданию музея кочевых цивилизаций в Башкирии

Центральной темой проходившей в Уфе международной научно-практической конференции «Кочевые цивилизации средневековой Евразии» стало обсуждение научным сообществом создания Евразийского музея кочевых цивилизаций. Проект, представленный летом текущего года, прошел профессиональное осмысление и высоко оценен ведущими российскими и зарубежными учеными.  Подробности – в материале «Башинформа».

Очертания прошлого материализуются

Знание прошлого дает нам понимание перспективы, ключ к видению будущего. Запрос на осмысление исторических корней отчетливо осознается в российском обществе. Ответить на него призваны проекты, помогающие воссоздать атмосферу прошлых эпох, дать материал для научных изысканий, воспитывать у молодого поколения гордость за свою страну, ее богатую историю и культуру.

Башкирия – регион с богатым историческим наследием, археологическими памятниками мирового значения. Здесь происходили события, сформировавшие цивилизационный облик многих современных народов. Часть этого исторического богатства – мавзолеи Хусейн-бека и Тура-хана в Чишминском районе, в нескольких десятках километров от Уфы. По легенде, в этих местах в девяностые годы XIV века останавливался на зимовку грозный Тамерлан. Узнав, что здесь покоится его уважаемый земляк, Тамерлан повелел построить величественную гробницу. Не менее интересна с исторической и культурной точки зрения и личность легендарного Тура-хана, вокруг которой создано немало гипотез. По одной из версий, он мог быть потомком Чингисхана, его называют ханом башкирского народа. Ряд фактов указывает, что там, где располагается Уфа, находился древний город Башкорт. Немало есть вопросов, требующих ответа и пристального изучения, они привлекают российских и зарубежных ученых. Появился шанс детально исследовать наследие, оставленное могущественными цивилизациями прошлого. Так в научной среде материализовалась идея создания в Башкирии Евразийского музея кочевых цивилизаций, которую поддержал Глава Башкирии Радий Хабиров. Он презентовал проект музея в июле 2022 года.

«Пришло время, когда мы должны обратить внимание на нашу историю, рассказать о наших предках. Этот проект будет рассчитан на пять–десять лет, но уже в следующем году должны появиться его первые очертания. Через исследования мы покажем быт, обычаи, воинские обычаи кочевых народов, но рефреном пройдет история нашего башкирского народа, народа с богатой историей. Башкиры принимали участие во всех сражениях вместе после добровольного вступления в состав Русского государства. Они это делают и сегодня», - сказал Радий Хабиров. 

Выступая на пленарном заседании конференции, первый заместитель руководителя администрации Главы РБ Урал Кильсенбаев отметил, что Башкирия с каждым годом укрепляет свои позиции как один из центров российской археологии. Здесь действует известная в стране археологическая школа с сильными научными традициями и значимыми достижениями. Республика гордится музеем археологии и этнографии УНЦ РАН, где хранится легендарное золото сарматов. В то же время в наши дни в некоторых странах история зачастую искажается в угоду политике, превращаясь в инструмент противостояния стран и народов.

«Мы  воспитаны на многовековых традициях наших предков, которые проживали здесь, на территории Евразии. У нас общие корни, общее наследие. Наши языки, культура, жизненные ценности, традиции и обычаи очень близки. Особо подчеркну своевременность недавнего Указа Президента России Владимира Владимировича Путина, утвердившего Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Сегодня в Башкортостане в мире и согласии живут представители более 100 этносов и трех основных мировых религий. У нас башкиры, русские, татары, мари, чуваши, мордва, удмурты, все дружат с детства, учатся, трудятся, женятся. А если надо, то вместе, как их предки, защищают своё Отечество. Мы многое делаем для изучения и сохранения истории Башкортостана, открытия неизвестных её страниц, возвращения незаслуженно забытых имен», - подчеркнул Урал Кильсенбаев.

У Башкирии уже есть опыт создания исторического объекта, не перестающего удивлять ученых и туристов. Речь о музейном комплексе «Шульган-Таш» в Бурзянском районе, в 1,5 км от входа в легендарную пещеру. Ранее о нем подробно рассказывал «Башинформ».

Одна из участниц конференции, старший научный сотрудник Института истории Академии наук Республики Узбекистан Феруза Шамукарамова призналась, что музей удивил ее больше, чем сама пещера.

«Я впервые в Башкирии, но знаю, какое внимание уделяется в республике музейному делу. Побывала на экскурсии в пещере «Шульган-Таш», она произвела на меня огромное впечатление, но еще больше удивил музей. В нем очень интересно и доступно подан исторический материал. Даже самые юные посетители могут понять этапы эволюции первобытного человека. Очень понравились художественное оформление и научная составляющая. Из Уфы до музея мы добирались 6 часов, но оно того стоило. Создавая новый музей, республика может повторить этот успешный опыт», - поделилась с «Башинформом» Феруза Шамукарамова.Плюсы для истории и экономики

На пленарном заседании конференции представили концепцию благоустройства и развития прилегающей территории Евразийского музея кочевых цивилизаций. Заместитель директора научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Николай Григорьев дал исчерпывающее обоснование тех возможностей, которые откроет для науки, туризма и экономики региона создание научного объекта в Чишминском районе.

Прежде всего, музей должен раскрыть историю нашего региона, как часть евразийской цивилизации, показать, как кочевая цивилизация повлияла на народы Башкирии. Музей будет преимущественно археологическим и охватит обширную эпоху – от времени приручения человеком лошади до добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Параллельно с этим он станет центром притяжения туристов, уже сейчас место, где расположен мавзолей Тура-хана, по приблизительным данным, посещают 5-7 тысяч человек в год, однако этот турпоток стихийный. Учитывая отличную транспортную доступность, близость к Уфимской агломерации, целесообразно появление здесь туристско-рекреационного кластера. Важно, что создание музея позволит сохранить сам мавзолей Тура-хана. По словам Григорьева, мавзолей, возведенный из известняка, постепенно разрушается под воздействием природных факторов – дождя ветра, морозов. Есть и следы антропогенного воздействия – так внутри пришлось удалять граффити, нанесенные кем-то из посетителей. Сейчас памятник обнесен забором, но он не реставрировался с 1976 года и вокруг видны следы осыпающегося камня. Между тем есть методики, позволяющие сохранить объект, его реставрация могла бы стать частью научной деятельности будущего музея, считает Николай Григорьев.

«Башинформ» подробно рассказывал о концепции музея. Добавим лишь, что по площади – 4 тыс. кв. м он будет в 4 раза больше музея «Шульган-Таш». Посетители смогут осматривать экспозиции поэтапно, возвращаясь сюда вновь и вновь, что будет способствовать поддержанию стабильного интереса. Здесь появится соответствующая инфраструктура, будут проходить событийные мероприятия, что придаст дополнительный импульс развитию бизнеса, ремесел.

Что касается предмета исследования – наследия кочевых цивилизаций, то специалисты уверены в перспективности изучения этого направления.

«Долгое время считалось, что кочевничество ассоциируется с отсталостью, хаосом, однако исследования опровергают это», - подчеркнула в своем докладе доктор исторических наук, руководитель центра историографии и источниковедения Института истории Академии наук Республики Узбекистан Нигора Аллаева.

В качестве примера историк привела опыт организации караванных перевозок у восточных народов, являющийся, по сути, оригинальной управленческой практикой, а директор Казахского научно-исследовательского института тюркологии и монголистики, профессор Талгат Жумаганбетов посвятил свой доклад влиянию кочевников на развитие российской государственности. По его словам, монгольская традиция централизации власти способствовала тому, что Русь из феодально-раздробленной стала централизованным государством.

«История кочевого мира – важная часть истории нашей страны. Евразийский степной коридор проходит по территории России, с глубокой древности и до наших дней здесь жили и живут потомки людей, которые занимались скотоводством. Кочевники сыграли огромную роль в истории России, здесь были большие империи, государства. Степные традиции сыграли огромную роль в формировании российской государственности. Огромная территория нашей страны обусловлена тоже кочевым фактором», - рассказал «Башинформу» директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Николай Крадин.

С точкой зрения коллег согласна Феруза Шамукарамова.

«Раньше приоритет отдавался изучению оседлой культуры, о кочевой приходилось читать между строк, но современные исследования доказывают, что именно кочевники оказали очень большое влияние на политику экономику, культуру. Оседлый человек находится на одном месте, не заглядывая за горизонт, а кочевые племена путешествовали, соприкасаясь с другими народами, брали для себя все полезное. В экономике Средней Азии именно кочевники обеспечивали оседлое население металлом, кожей и другим, то же можно сказать о развитии религии, как важной культурной составляющей. Многие позитивные изменения произошли в результате взаимодействия оседлого населения и кочевников», - считает собеседница «Башинформа».Событие в мире науки

Музеев, посвященных кочевым цивилизациям, в мире не так много, безусловно, прекрасные музеи созданы в странах, где зародились такие цивилизации – Монголии, Казахстане и других. Музей кочевых цивилизаций в Башкирии вполне может стать в один ряд с объектами мирового исторического наследия. У представителей научного сообщества нет сомнений в целесообразности реализации проекта.

«Если появится еще один крупный научный центр, который будет заниматься кочевничеством, все будут только рады. А если он будет вести просветительскую деятельность, здесь будет развиваться туризм, это будет очень здорово. Предстоит еще большая работа, но я бы с большим удовольствием приехал на открытие такого музея. Нужно сделать так, чтобы он стал лучшим, на уровне подобных мировых центров», - считает Николай Крадин.

Старший научный сотрудник Института археологии РАН Игорь Гавритухин приветствует идею создания музея кочевых цивилизаций в Башкирии. По его мнению, вывести его на высокий уровень поможет мощная научная составляющая, кроме того, необходимо наладить взаимодействие с другими музеями страны.

«Помимо образовательной и туристической составляющей необходимо сделать музей научным центром, чтобы велись исследования, раскопки, была высокая публикационная активность. Необходимо наладить взаимодействие с музеями Башкирии и других регионов, стран. Идея хорошая, посмотрим, как она будет реализована, все условия, чтобы получилось хорошо – есть. Желание создать в республике этот музей опирается на серьезный потенциал, регион неплохо исследован археологами и количество выявленных памятников, находок растет», - прокомментировал Игорь Гавритухин. «Музей необходим! К сожалению, сегодня, молодежь тяготеет к западным ценностям, мы начинаем терять культурное своеобразие. Такой научный, просветительский центр будет способствовать воспитанию патриотизма. У нас в Казахстане пытаются тоже создать подобный объект, уверен, когда узнают, что в Башкирии он появился, идею начнут продвигать энергичнее, требовать финансирования», - поделился с «Башинформом» ведущий научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана Арман Бисембаев.

Опираясь на поддержку научного сообщества, республика приступает к серьезной и масштабной работе по созданию Евразийского музея кочевых цивилизаций. Предполагается, что реализация проекта займет 5-7 лет. По словам Радия Хабирова, республика в результате получит новое место силы. Кстати, участники конференции высоко ценят личное участие руководителя региона в данном проекте. Свое мнение по этому поводу выразил «Башинформу» Николай Крадин.

«Я считаю, очень замечательно, что руководство региона, Глава Башкирии Радий Хабиров уделяют пристальное внимание созданию этого музея. Наша наука, особенно гуманитарная не избалована вниманием со стороны власти. Это хороший пример для других региональных руководителей. Люди живут ведь не только зарплатой и экономикой, духовная и идеологическая составляющая тоже очень важны для общества и играют большую роль в формировании подрастающего поколения», - подытожил ученый.

Автор: Роман Якимчук / Источник



Похожие публикации



МЧС Башкирии назвало дни недели, в которые чаще всего гибнут жители при пожарах
Уфимцев ждут массовые отключения воды
Район Башкирии установил республиканский молочный рекорд
Стала известна погода на территории Башкирии в выходные
Морковке и капусте предпочитают комбикорм: как Башкирия стала второй родиной для северных оленей
В Башкирии теперь можно зарегистрировать недвижимость через Госуслуги
В башкирском Благовещенске молодым врачам и учителям предложат субсидии на приобретение жилья
В Следкоме напомнили жителям Башкирии о возможных способах подать обращение
В Уфе проходят рейды по несанкционированным горкам
Росавиация продлила допуск авиакомпаниям, выполняющим рейсы из Уфы в Среднюю Азию и Турцию
© 2019-2022 Новости Уфы и других городов и районов Республики Башкортостан (Башкирия).