Главная » Культура » Виталий Дудка: Режиссер должен уметь вдохновлять людей

Виталий Дудка: Режиссер должен уметь вдохновлять людей 31.05.2023, 09:02 / Культура / 138

Фото: Валерий Шахов Виталий Дудка: Режиссер должен уметь вдохновлять людей

Герой рубрики «Земляки» — режиссер, уфимец Виталий Дудка, который сейчас живет и работает в Москве. Месяц назад в прокат вышел его фильм «Юра дворник», основанный на реальной истории про уфимского дворника Юрия Ветлугина, ставшего знаменитым. В кино работают особенные, в хорошем смысле сумасшедшие люди, которые должны не только сами гореть идеей, но и уметь зажигать всю свою команду. Виталий Дудка — как раз один из таких. Режиссёр рассказал "Башинформ" о своём уфимском детстве, современном кино и команде единомышленников.

— Виталий, продолжается прокат вашего фильма про знаменитого уфимского персонажа Юру дворника. Как прототипы ваших героев отреагировали на экранную историю? Как идет прокат?

— Юра и Рома восприняли фильм отлично, Юра плакал, когда смотрел. Хотя они заранее читали сценарий всей семьей и смеялись. А на показе, когда начались титры — растрогались.

Фильм посмотрело пока, к сожалению, не так много людей, и это связано, прежде всего, с рекламой. Считаю, что фильм получился, отзывы хорошие. Отличное кино для семейного просмотра, которое учит важной мысли, что главное - быть собой. Не нужно ни под кого подстраиваться, и тогда ты будешь счастливым.

— Традиционный для нашей рубрики вопрос — расскажите о своей семье, уфимском детстве. Насколько я поняла по фильму, оно прошло на черниковских улицах?

— Я родился в Казахстане, но в раннем возрасте моя семья переехала в Уфу, и всё мое детство прошло в Уфе. Я вырос в районе «Новостройка». Учился сначала в 49-й, потом в 42-й школе в математическом классе. У нас был очень дружный класс, который до сих пор встречается. Даже в фильме есть момент: когда фотограф Рома достает школьный альбом, там написано «11Б» — это класс, в котором я учился. Нам повезло, учителя у нас были потрясающие — классный руководитель Татьяна Николаевна, математик Ирина Дмитриевна, которые до сих пор общаются с нами. Недавно у нас была встреча, и Ирина Дмитриевна тоже приходила. Благодаря этому учителю, мне кажется, все мои одноклассники и я стали суперматематиками, мы участвовали в олимпиадах, во многих побеждали. В целом я всегда был грамотный и школу окончил с золотой медалью, а институт — с красным дипломом. Мама у меня тоже учительница, отец был военный, сестра сегодня врачом работает.

В Черниковке, где снимали фильм «Юра дворник», я бывал в детстве, но вырос все-таки в окрестностях торгового центра «Башкирия», Трамплина. Там мы играли в лесу в футбол с друзьями.

— Вы окончили Уфимский авиационный университет как программист. Как ваша судьба так резко повернула в кинематограф? Чем вас привлекла профессия кинорежиссера, можете ли вспомнить, что стало отправной точкой?

— Да, я окончил в Уфе авиационный университет и начал работать в компании «Уфанет» программистом. Там моя команда автоматизировала многие процессы, мы сделали корпоративный сайт компании, на котором люди могли видеть все последние новости, отчеты, узнавать свою зарплату. У этой компании уникальная корпоративная культура, а я всегда был творческим человеком. Мне настолько нравилось, что я предложил создать телеканал, который будет нести эту корпоративную культуру вовне, в массы. Так я поменял сферу деятельности: из программистов перешел на телевидение, стал заниматься телеканалом ЮТВ и достаточно долго работал там. Естественно, появились вопросы режиссирования съемок, и я начал дальше развиваться в этом направлении. После этого мы с ребятами открыли студию креативной рекламы. Это был короткий формат постановочной съемки, который тоже нужно было режиссировать. А дальше мне захотелось попробовать кинематограф, где важнее не форма подачи, а смыслы, идеи, которые хочется донести до людей, поделиться.

— Приходилось ли вам участвовать в организации уфимских кинопроектов?

— Если вы помните, в 2012–2013 годах проводились кинопоказы под открытым небом. Мы их организовали там, где сейчас находится амфитеатр конгресс-холла «Торатау». Тогда еще никто ничего там не делал, а мы с Роксаной, с которой работаем уже более 13 лет, увидели в этом амфитеатре интересное место для показа классного кино. Мы построили экран, привезли из Москвы проектор, купили права на фильмы. Сначала это было «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а на следующий год — «Крупная рыба» Тима Бёртона. И вот пришло достаточно много людей — примерно 10 тысяч человек, и мы показывали кино совершенно бесплатно для всех. Хотелось поделиться какими-то идеями, ценностями с жителями города.

Сейчас в амфитеатре конгресс-холла всё переделали, положили на землю брусчатку и стали регулярно проводить мероприятия. Но мы были первыми. Вот такие знаковые вещи мы делали в Уфе.

Еще мы проводили фестиваль «Оперение» Константина Хабенского и помогли организовать съемки фильма «Ёлки-3» в Уфе, делали пресс-конференцию с Хабенским и Бекмамбетовым в ТЦ «Башкирия».

— Вы знакомы с работами местных кинорежиссеров, общаетесь с ними?

— Конечно же, я знаком с Айнуром Аскаровым и Булатом Юсуповым. Смотрел их работы, считаю, что они большие молодцы.

— Вывыпускник New York Film Academy. Наверное, не каждый уфимец может туда попасть, как удалось вам? Вас там учили снимать кино?

— В поступлении в Нью-Йоркскую академию ничего сложного нет. Можно зайти на их сайт, посмотреть, где проходят такие курсы, и просто туда записаться. Конечно, нужны деньги, но если ты хочешь учиться, если тебе это важно, ты можешь накопить эти деньги и поступить. Там нас учили снимать кино, рассказывали про работу режиссера, мы снимали какие-то сцены.

— В вашей биографии написано, что вы создали телеканалы UTV, «Живая природа», «Глазами туриста». Видимо, какая-то часть вашей жизни посвящена путешествиям?

— Да, я уже говорил, что занимался телеканалами. Канал «Живая природа» появился, потому что в свое время из России ушел один французский канал, и мы решили сделать альтернативу, сначала с башкирской природой, а потом уже с природой любой точки мира. По поводу того, что моя жизнь посвящена путешествиям — да, я думаю, как любой человек, я стараюсь путешествовать, не сказать, что часто, хотелось бы больше. Я люблю путешествия, потому что это расширяет кругозор, учит новым вещам, помогает в перспективе снимать кино и писать сценарии, понимать людей лучше.

— В прошлом году вы представляли в Уфе триллер «Кто там?», в этом году комедию. Какой киножанр сейчас в тренде и какой вам наиболее близок и интересен?

— Считаю, что триллер абсолютно точно сейчас не в тренде. Ситуация в обществе достаточно напряженная, поэтому сейчас большой спрос на комедии. Наверное, мне ближе жанр комедии, романтической комедии или драмеди — драма-комедия. В этом я и хотел бы дальше развиваться.

— Какими качествами должен обладать современный кинорежиссер?

— Мне кажется, он должен, в первую очередь, быть открытым человеком, чтобы узнавать много нового, впитывать в себя какие-то идеи от других людей, уметь слышать и вдохновлять. Вдохновлять — очень важно, на мой взгляд, потому что если вдохновляешь людей, то у тебя складывается команда, с которой можно сделать любое кино.

— А у вас своя команда единомышленников есть?

— Да, у нас есть своя небольшая команда кинокомпании «DUDKA FILMS». Это Роксана Санкина, про которую я уже упоминал, она продюсер и мой ближайший единомышленник по кино. Мы с ней вместе делали телевидение, потом вместе снимали рекламу, а теперь вот делаем кино. С Роксаной мы все проекты придумываем и обсуждаем вместе. Еще у нас есть замечательный сценарист Дима Кирюшкин, с которым мы тоже познакомились на одном из питчингов в кино. Он писал сценарий к «Юре дворнику», и сейчас мы с ним пишем еще пару сценариев. Он очень талантливый, я уверен, что у него большое будущее как у сценариста. Еще есть Лиза Бархатова — тоже член нашей команды, на которую можно положиться, она помогает по большому количеству вопросов. Есть еще несколько человек. Без команды в кино вообще невозможно, кино — это абсолютно командная работа, продукт коллективный. Невозможно делать кино в одиночку.

— Как начинающему кинорежиссеру сегодня пробиться в кино? Что самое важное — найти спонсора или найти историю?

— Я считаю, что важнее всего история. В кино можно пробиться абсолютно разными путями, сегодня для этого есть много способов. Во-первых, специалистов реально мало, их практически нет. Если человек что-то делает классное, у него сразу будет много работы. Поэтому хорошо написанная история и хорошо снятая история, хорошо рассказанная история — это уже отличный пойнт зайти в индустрию. Мы сами всё время мониторим какие-то интересные истории, ищем сценарии. Поэтому это самое главное, о чем нужно думать. Если у тебя с текстами, с историями всё отлично, то продюсеры сами найдут тебя и предложат снимать, это точно. И деньги предложат.

— Какие фильмы, просмотренные вами за последнее время, стали вашими фаворитами?

— Из последнего яркого, что я смотрел, это «Всё везде и сразу», который получил много Оскаров. В момент выхода казалось полным абсурдом, но вот в итоге он взял столько наград. Мне кажется, это хорошая тема, которая рассказана современным языком.

— Российский кинематограф стал более заметным после ухода из проката американских картин. Какие системные проблемы, которые надо срочно решать,  мешают процессу?

— Да, конечно, российский кинематограф стал более заметным. По поводу системных ошибок, мне кажется, это проблемы с образованием. Есть большой запрос на специалистов. У нас существует много киношкол, но, видимо, образования недостаточно, потому что все специалисты куда-то уходят и в итоге спрос на специалистов все равно остается. Нужно снимать кино, а все заняты, это реально так. Мне кажется, системная ошибка в том, что нужно учить не только режиссеров и операторов, нужно расширять образование на все виды киноспециальностей: это и художники, и вторые режиссеры, и осветители и так далее.

— Какой кинопроект сейчас у вас в работе?

— Сейчас в работе у нас несколько проектов. Мы пишем сценарии двух фильмов и рассматриваем парочку сериалов. Что из этого будет реализовано, пока не ясно. На самом деле, это всегда так: ты пишешь больше, чем в итоге доходит до процесса производства. Это нормально. Про что, я пока не могу сказать, но хочется сделать проект, основанный вновь на реальных событиях, потому что в жизни самые классные кейсы, которые только могут быть, лучше, чем в кино, и на базе этого придумать какую-то интересную историю.

— Вы производите впечатление очень позитивного человека. Что мотивирует, вдохновляет вас?

— Жизнь! Я не могу сказать, что у меня есть какие-то интересные хобби, которыми можно поделиться. Я люблю работать и путешествовать. Еще вдохновляют результаты, когда ты двигаешься, видишь, что людям нравится то, что ты делаешь, значит, всё это не зря!

— Спасибо, Виталий, желаю новых успешных кинопроектов!

Автор: Лейла Аралбаева / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.