Главная » Экономика » Военное наследие: как Великая Отечественная сформировала основу современной экономики Башкирии?

Военное наследие: как Великая Отечественная сформировала основу современной экономики Башкирии? 08.05.2023, 23:22 / Экономика / 287

Военное наследие: как Великая Отечественная сформировала основу современной экономики Башкирии?

В 2022 году у набережной реки Белой появилась стела «Уфа – город трудовой доблести», ставшая данью памяти тому вкладу, который Башкирия и ее столица внесли в общую Победу над врагом.

«Вместе с памятником генералу Шаймуратову, Монументом Дружбы эта стела выражает нашу историческую память, - отметил Глава республики Радий Хабиров. - За годы войны в Уфу были эвакуированы десятки крупных предприятий, госучреждений, научных институтов. Вся республика работала на нужды фронта. Труженики Башкирии растили хлеб, шили обмундирование, добывали нефть, выпускали топливо для танков, самолетов и двигатели для боевой авиации».

Всего в наш регион было эвакуировано 111 промышленных предприятий, и именно они во многом сформировали основу производственной базы, которая в наши дни движет вперед республиканскую экономику.

Путь на восток

При эвакуации оказавшихся под угрозой захвата предприятий в Башкирию у нас не только развивались уже существующие, но и создавались новые отрасли производства. С перебазированием заводов химического, резинотехнического, станкостроительного, кабельного и некоторых других направлений было положено начало производства принципиально новой продукции. Предприятия из центра и юга страны были размещены в том числе в малых городах: Стерлитамаке, Белорецке, Ишимбае, Благовещенске и Давлеканово.

В Стерлитамак был эвакуирован станкостроительный завод имени Ленина. Оборудование биметаллического цеха московского завода «Серп и молот» разместили на Белорецком металлургическом заводе, Харцызского завода Наркомчермета СССР и Одесского канатного завода – на Белорецком сталепроволочно-канатном заводе. 

Из южных районов СССР в Башкирию перевели ряд предприятий нефтяной промышленности.

Но наиболее крупные эвакуируемые предприятия размещались в Уфе, причем большая их часть успешно работает и сейчас. Так, завод «Уфимкабель» был создан в 1941 году на базе трех эвакуированных предприятий: московского «Электропровода», подольского «Винилпровода» и одесского «Электрошнура». Начало «Гидравлике» положил ржевский завод по производству прокладок и уплотнительных материалов. Агрегатный завод (УАПО) был эвакуирован из Москвы и за годы войны изготовил свечи зажигания для двигателей 134 тысяч боевых самолетов.

Двигатель Победы

Главным производственным предприятием военной Уфы и всей Башкирии, внесшим, без преувеличения, стратегический вклад в достижение Победы, стал Уфимский моторостроительный завод (ныне УМПО).

Создание завода началось в 1931 году, а уже в 1935-м была закончена постройка цехов и запущено серийное производство двигателей для сельхозтехники. Но мирный профиль сохранялся недолго. В 1940 году Уфимский моторный завод был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов.

В ночь на 16 октября 1941 года сотрудников Рыбинского завода вызвали на совещание, где довели информацию о срочной эвакуации в Уфу. На следующий день между цехами стали прокладывать железнодорожные рельсы. В стенах делали проемы, через них с помощью кранов выгружали оборудование. Производство эвакуировалось полностью: оборудование, станки, собранные и полуготовые двигатели, рабочие, служащие, их семьи.

И Рыбинский завод был не единственным эвакуированным в Уфу. Кроме него, в столицу Башкирии прибыли два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода - моторный (384-й) и дизельный (336-й) были объединены, получив номер головного - 26-й. 

Благодаря резкому наращиванию мощностей, с 1941 по 1945 год в Уфе было сделано более 40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков. Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в СССР в годы войны, были оснащены уфимскими моторами. Производство авиадвигателей стало наиболее весомым вкладом Уфы в победу над Германией.

Успехи УМЗ в выполнении плана и освоении новой продукции были неоднократно отмечены руководством страны. В августе 1942-го моторостроителям завода № 26 впервые со времени эвакуации удалось перевыполнить план и получить переходящее Красное знамя Госкомитета обороны. Завод завоевывал его еще 22 раза, после чего знамя было оставлено в Уфе на вечное хранение.      

Нужно также отметить, что достигнутый в годы войны рост культуры производства и развитие собственной конструкторской школы создали условия для запуска в серию  реактивных двигателей, открывших новую эпоху в истории уфимского авиационного двигателестроения.

Второе Баку

Название нашей республики сегодня прочно ассоциируется со словом «нефть». И хотя основа нефтедобычи и нефтепереработки была заложена еще во второй половине 1930-х годов, именно в годы Великой Отечественной войны башкирские НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из других областей, смогли резко увеличить свой производственный потенциал, сыграв заметную роль в обеспечении фронта горючим, а открытие в 1943-1944 годах новых крупных месторождений заложило основу для послевоенного превращения Башкирии во Второе Баку. 

В мае 1932 года была получена первая нефть Ишимбайского месторождения. Параллельно с бурением новых скважин шел процесс создания базы для переработки «черного золота». В 1935 году началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего крекинг-завода. Полностью УНПЗ вошел в строй в начале 1940-х, и на тот момент это был один из самых современных нефтеперегонных заводов страны, способный выпускать в том числе крайне дефицитный авиационный бензин.

С началом Великой Отечественной войны резко возросло значение тыловых республик СССР, имеющих собственную базу нефтедобычи и мощности для переработки. И если переработка сырья шла в 19 республиках, то лишь около пяти могли похвастаться еще и добычей, а лидерство в Поволжско-Уральском районе здесь прочно удерживала Башкирия. Из 9 миллионов тонн нефти, добытых в 1941-45 годах между Волгой и Уралом, 5 миллионов тонн пришлось на нашу республику.  

Оценивая значение войны для башкирской нефтянки, можно с уверенностью сказать, что она получила огромный задел на будущее, позволивший в послевоенные годы выйти на первое место среди регионов СССР как по объемам добываемой нефти, так и по её переработке. Уфимский НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из Грозного, Краснодара, Майкопа, смог увеличить свои производственные мощности на 74%, став одним из ведущих в стране. Азербайджан передал 40% своего нефтедобывающего оборудования, а «Башнефтекомбинат» принял 7,5 тысячи эвакуированных нефтяников, в том числе сотрудников ведущих проектно-изыскательных институтов. 

Благодаря активной геологоразведке во второй половине войны удалось найти новые месторождения в Ишимбайском районе и богатейшее девонское месторождение в Туймазах, обеспечившие резкий рост послевоенной добычи. В 1957 году в Башкирии было добыто 20,7 миллиона тонн нефти, что вывело её на первое место среди республик СССР. Основа этого достижения была заложена в непростые военные годы.

Автор: Сергей Николаев / Источник




Похожие публикации




Хотите быть в курсе всех событий, происходящих в Республике Башкортостан? Желаете быть в курсе произошедших происшествий, ДТП, проблем, которые волнуют местных жителей, а также новостей спорта, образования, медицины и культуры в различных районах Башкирии? Тогда вам стоит посетить сайт Bashkortostan102.ru!
На информационном ресурсе (сайте) применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).
Подробная информация.